Николаева Ирина Георгиевна -

учитель начальных классов

МОУ "Староурмарская СОШ"

План открытого урока "Большая буква в названиях городов и деревень"

 

МОУ «Староурмарская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

План – конспект открытого медиаурока

                                                              по русскому языку учительницы 2 класса

                                                              Староурмарской средней школы

                                                              Николаевой Ирины Георгиевны     

                                                              на тему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Большая буква в названиях городов, сёл и деревень»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2007 г.

Задачи урока: 1. Развитие умения писать большую букву в собственных

                              именах существительных; познакомить с понятиями

                             «государственные   символы: флаг, герб, гимн».

 

2.          Подвести детей к осознанию понятия «Родина», дать

    представление о родном крае, о родине.

 

3.          Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, любви к

    своему Отечеству, развивать чувства собственного

    достоинства. 

 

 

 

 

Оборудование:  физическая карта России,

                              карта Чувашской Республики

                              картина «Поезд»

                              мультимедийная установка

                              слайды: о деревне

                                              о посёлке

                                              о Москве

                                              о Чебоксарах

                              символы: России

                                               ЧР

                              книга Г.Г. Эверскова

                              газета «Херле ялав»  

                              карточки: «топонимика»

                                                «Старые Урмары»

                                                «Урмары»                         

                               портреты: В.В.Путина

                                                 Н.В. Федорова

                               государственные символы России

                                                                             Чувашии

                               гимны России

                                           Чувашии.

                               цветные магниты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация класса и учителя (до урока)

 

І. Оргмомент.

   1. Вот звонок нам дал сигнал:

        Поработать час настал.

       Так что время не теряем

       И работать начинаем.

    2. Поприветствуем друг друга  приветливой улыбкой… Вот мы

        улыбнулись, и нам, пусть на самую капельку стало радостнее и теплее.

        Думаю, и урок наш сегодня пройдёт с пользой для всех. Садитесь.

ІІ. Сообщение темы и цели урока.

1.     Физическая карта России.

-Перед вами карта. На ней вы видите реки, моря, города. Названия рек, морей, городов – имена собственные.

    2. Топонимика.

  - Сегодня мы совершим путешествие в мир топонимики (слово появляется на доске) по России.

1). Читает учительница-1 раз

2). Читают дети хором за учителем – 2 раза

3). Топонимика – это наука о географических названиях.

4). Чистописание (пишут 1 ряд слово «топонимика»).

ІІІ. Основная часть.

1.     Ответы на вопросы:

- Как называется наша деревня?

  ( Старые Урмары –прикрепляю карточку).

-Почему я эти слова написала с большой буквы?

(Названия деревень всегда пишутся с большой буквы).

-Да, Старые Урмары – наша малая Родина (на экране).

-А вы знаете, сколько домов у нас в деревне? (Много)

- У нас в деревне более 600 домов.

- Сколько улиц в деревне? (Много)

-Да в деревне появляются всё новые и новые улицы: Перспективная, Новая, Садовая, Зелёная…

      2. Газетный материал о доме Петровых (показываю).

      3. Слайды о деревне (на экране).

      4. Книга Эверскова Г.Г.(показываю).

      5. Урмары.

1). - Как называется посёлок, который расположен рядом с нашей деревней? (Урмары – прикрепляю карточку)

2). Слайды об Урмарах.

       6. Москва.

          а). Поезд.

- В Урмарах есть железнодорожная станция. Мы сейчас сядем в этот поезд (появляется поезд) и поедем… А куда мы поедем, угадаем сами…

          б). Письмо звукового диктанта.

- Напишите заглавную букву, которая стоит за буквой «л» (М).

- Напишем соединительную гласную слова «самолёт» (о).

- З – звонкий согласный, запишем парную глухую согласную (с).

- Г – звонкий согласный, запишем глухую пару (к).

- У нас есть в классе Валя. А как пишется Валя? Да, а мы пишем строчную букву (в).

- Пишем первую строчную букву алфавита (а).

- Какое слово получилось? (Москва).

Запишем это слово.

         в). Москва – карточку прикрепляю.

             1). Опасные места подчеркнём (Москва)

            2) Почему это слово написано с большой буквы?

            3). Слайды.

-Значит в какой город мы едем?

(отмечаю кружочком на карте)

(показ слайдов: у каждого города есть свои достопримечательности, и в

                          Москве есть свои памятные места: это

                             Красная площадь

                             Кремль

                             Памятник Неизвестному солдату

                             Царь Пушка

                              Царь Колокол

            4). Ответы на вопросы:

- Что вы знаете об этом городе?

(Москва – столица нашей страны)

            5). Упражнение 154 (стр.96) – письменно, после проверка

Словарь: Золотое кольцо России – вокруг Москвы по кольцевой

                 расположены города каждый со своими достопримечательностями.

                 Во всех этих городах есть церкви с золотыми куполами. Отсюда и

                  название.

ІV. Физкультминутка.

- Встали все.

Мы похлопаем в ладошки

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

 

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше. Выше

 

Наши ручки закружились

Ниже опустились

Завертелись, завертелись

И остановились.

 

V. Основная часть.

    1. Россия.

       а). Ответы на вопросы:

- Как называется наша страна? (слово «Россия» на экране)

- Как называется столица России?

- Кто это? (на экране В.В.Путин, после ответов уч-ся на экране появляется

                    запись «Путин Владимир Владимирович»).

      б). Рассказ учителя.

Президент – главный человек нашей страны, который ею управляет. В этом

                     Ему помогают министры и депутаты. Они делают всё, чтобы нам

                     жилось хорошо. Для этого и нам надо стараться.

- Как школьники могут проявить свою любовь к родному краю?

  ( Старательно учиться, беречь свою школу, беречь своё здоровье).

                           Вывод: даже маленький вклад каждого из нас может

                                         принести большие  результаты.

2.- Каждый человек, живущий на нашей планете,  испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

1).-Что такое символы?

     (На экране определение: символы – это условные знаки или 

                                                                       изображения, имеющие для

                                                                       человека или целого народа очень

                                                                       важное значение) – читает 1 ученик.

-У нашей страны тоже есть они.

Это герб (появляется на экране)

Флаг  (появляется на экране)

Гимн (появляется на экране слово)

             2). Гимн – это самая главная торжественная песня. Его исполняют в

                            особых случаях: во время подъёма государственного флага,

                            воинских ритуалов, спортивных соревнований. Каждое утро

                            в нашей стране начинается с государственного гимна.

                           Слушают стоя и тихо: так люди проявляют уважение к

                           стране. (Дети слушают гимн стоя).

  3. Чебоксары.

    а).Поезд.

-Ребята, давайте сядем и поедем дальше. А поедем мы в Чебоксары, в свой родной город.

-Почему я говорю «родной город»? (Чебоксары- столица нашей малой родины)

    б).Чебоксары – это слово на экране.

    в).Слайды: на фоне слайдов стих о Чувашии.

 

Есть на свете такая земля,

Где обильны леса и поля,

Где счастливые люди живут,

Эту землю Чувашией зовут.

 

Есть на свете такая земля!

Чудодеи её сыновья

Хлеб растят и железо куют.

Эту землю Отчизной зовут.

 

Есть на свете такая земля!

До последней кровинки своя.

С ней пойду я на праздник, на труд…

Эту землю Чувашией зовут.

 

    г). Упражнение 156 (города ЧР)

        1). Читают задания.

        2). Карта ( подбегают к карте и называют города – прикрепляют цветные магниты)

        3). Сколько городов в ЧР?

           Вывод: все эти города являются городами Чувашской Республики.

           Д/з: дома вы названия городов расположите по алфавиту.

        4).Знаменитые люди.

- В нашей Республике жили и живут люди, которые прославили и прославляют нашу Чувашию. А знаете вы их?

 

Слова на доске: К. В. Иванов, И.Я.Яковлев, В.И.Чапаев,

                            А.Г.Николаев, В.Н. Иванова.

-Кто они? (ответы детей).

2.     Родина.

Мы сегодня путешествовали по городам нашей Родины.

           а).Назовите однокоренные слова (родник, родился, родной,

                                                                     родственники, родители)

            б). А что такое Родина?

                 (Ответы детей)

                Вывод: (на экране)- читают поочерёдно дети.

                           Родина – это место, где человек родился и вырос.

                           Родина – Это место, где он живёт и учится.

                           Родина – это место, где живут его родные и близкие

                                           друзья.

                           Родина – это все  живут дружно.

                           Родина – это уважение своей символики.

3.     Символика ЧР.

- У Чувашской Республики тоже есть

свой  Президент (на экране)

- Как его зовут? (На экране Николай Васильевич Фёдоров).

свой флаг (на экране)

свой гимн ( на экране слово «гимн»)

(Дети слушают стоя).

VІ. Итог урока.

1.     Сегодня мы совершили путешествие в мир топонимики.

- Какие географические названия вы узнали?

- Как они пишутся?

2. Сегодня хорошо работали на уроке…

 

                           

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".